Фосфорный "след" и "фосфорная карта". Новые уроки.
В.В.Тихоненко, председатель Правления Союза специалистов-консультантов и экспертов, к.т.н.

Авария, которая произошла во Львовской области 16 июля 2007 года с железнодорожным составом, перевозившим желтый фосфор, а также многие сообщения СМИ и комментарии разных сторон заставили меня написать эти заметки.
Проведенный анализ имеющейся в открытых источниках информации о событиях аварии указывает на новые уроки, которые необходимо хорошо усвоить как всем участникам произошедших событий, так и другим заинтересованным сторонам.

Урок 1. Необходимо хорошо и своевременно информировать людей (особенно проживающих или пребывающих на месте) об аварии/чрезвычайной ситуации и, главное, о ее серьезности, средствах индивидуальной защиты, медицинской помощи/лекарственных средствах, еде, воде, состоянии окружающей среды (воздух, вода, грунт), необходимости и возможностях эвакуации. Самая первая информация об аварии всегда должна исходить только от компетентных экспертов в данном вопросе. Никаких догадок и предположений, а четко и ясно - без всяких преувеличений или недоговорок. Умение сохранять мир и равновесие, информировать людей без всякого нагнетания (это касается экспертов, чиновников, политиков, СМИ и др.). Из любого положения всегда есть, как минимум, один выход. Не нужно подогревать панику, а наоборот помочь правильной, объективной и честной информацией успокоить людей и придти вовремя им на помощь, чтобы люди видели и понимали, что их не бросили в беде.

Например, развешанные/розданные жителям в окрестностях фосфорной аварии так называемые Карты безопасности материала (MSDS - карты/Material Safety Data Sheet) и параллельные консультации специалистов (по разъяснению этих карт) помогли бы существенно снизить имевшийся накал страстей. В этих MSDS картах, как правило, есть разделы: сведения о продукте, опасные составляющие, потенциальное воздействие на здоровье (контакт с кожей, воздействие при приеме с пищей, предельные дозы, раздражающее действие, возбуждающее действие, взаимно усиливающее действие с другими химическими веществами, кратковременное воздействие, долговременное воздействие, влияние на репродуктивность, мутагенность, канцерогенность), порядок оказания первой медицинской помощи (при попадании на кожу, при попадании в глаза, при вдыхании, при попадании в желудок), пожаро- и взрывоопасность (огнеопасность/горючесть - при каких условиях, способы тушения, особые инструкции по тушению огня,…,опасные продукты сгорания), данные по химической активности (химическая стабильность, условия химической активности, опасные продукты распада), действия в случае розлива/утечки (включая утилизацию отходов, распад/токсичность для водной флоры/фауны, грунта, воздуха), борьба с воздействием вещества и средства индивидуальной защиты (технические средства, перчатки, средства защиты органов дыхания, средства защиты органов зрения, защитная обувь, защитная одежда), требования к хранению и работе с веществом (хранение, работа, порядок транспортировки), физические характеристики вещества, экологическая информация, нормативная информация, дополнительная информация. Такие MSDS - карты (карты безопасности материала) готовит производитель и передает пользователю/потребителю. К сожалению, нам в Интернет-источниках не удалось найти MSDS - карту на желтый фосфор казахстанского производителя, но удалось легко найти MSDS - карту другого иностранного производителя (она передана в редакцию как пример вместе с этой статьей). Такая MSDS - карта с соответствующими разъяснениями специалистов помогла бы правильно организовать передачу информации всем участникам событий.

А пострадавших (от любых аварий, происшествий с опасными материалами/веществами) необходимо доставлять в медицинское учреждение с MSDS - картой, для того, чтобы медики учреждения, куда доставлен пострадавший, знали о рекомендуемом MSDS - картой порядке оказания первой медицинской помощи (если она не была оказана на месте аварии), а также успешно лечили пострадавших, зная свойства опасного материала/вещества.

Урок 2. Должны быть идентификация (у МЧС с 2006 года есть соответствующая методика) и Реестр потенциально опасных объектов/грузов железнодорожного (состав с желтым фосфором является объектом повышенной опасности) и других видов транспорта, разработаны ПЛАСы (планы ликвидации аварийных ситуаций) и должны проводиться противоаварийные тренировки людей. И здесь не должно быть "ведомственного фактора", возможно необходимо внести изменения в Закон Украины "Об объектах повышенной опасности" и в другие законы. Надо использовать и международные регламенты. В последние годы в мире произошло переосмысление важности вопросов обеспечения доступности, надежности и восстанавливаемости основных ресурсов любой деятельности - людей, процессов и технологий. В прошлом году была издана первая часть британского стандарта BS 25999-1 "Business continuity management. Code of practice", а осенью этого года выходит вторая его часть (автор статьи участвовал в обсуждении проекта этого британского стандарта), который хоть и называется "Управление непрерывностью бизнеса", но говорит о проведении различных действий, связанных с защитой людей, имущества и т.д. от различных событий: аварий, ураганов, наводнений, пожаров, сбоев в энергоснабжении… А помогает упредить нежелательные последствия от различных возможных нежелательных событий проведение оценки рисков, для которой можно использовать, например, стандарты по управлению рисками: FERMA (стандарт Федерации европейских ассоциаций риск-менеджеров), AS/NZS 4360, BS 31100 и другие. И в составленной карте оценки рисков будет информация о вероятности и последствиях событий ("Риск - это комбинация вероятности события и его последствий", такое определение дано в Руководстве Международной организации по стандартизации - ISO/IEC Guide 73, а также в стандартах риск-менеджмента, указанных выше. Это определение риска отличается от определения, которое дано в Законе Украины "Об объектах повышенной опасности" и здесь также надо внести изменения в Закон). Конечно, о поведении в чрезвычайных ситуациях необходимо информировать не только участников их ликвидации, а обязательно всех людей, которые работают/проживают на территории, где есть чрезвычайная ситуация, как это и предписано действующими нормативно - правовыми актами.

Необходимо обязательно знать ответы на главные вопросы:
1. Какова вероятность возникновения инцидента?
2. Каковы будут негативные последствия?
3. Как их минимизировать?
4. Как продолжать деятельность во время и после инцидента?
5. Каковы приоритеты и временные рамки восстановления?
6. Что, как и когда необходимо сделать и кто будет делать?
7. Какие превентивные, предупреждающие меры предпринимать, чтобы упредить/минимизировать негативные последствия?

Урок 3. Не нужно разыгрывать "фосфорную карту" в предвыборной (политической) борьбе. Это проигрышная карта. Возможно, авария произошла по техническим причинам и/или по причине "человеческого фактора" (не обсуждаем какого - украинского или иностранного), но ведь люди и "укротили аварию", и завершили операцию по ликвидации последствий на месте аварии в установленные им сроки. Касательно установления сроков ликвидации последствий аварии, то в будущем хотелось бы, чтобы эти сроки не несли дополнительных рисков для людей, которые непосредственно ликвидируют последствия аварии.

Урок 4. Не нужно осуждать ни своих, ни чужих. Например, российская сторона заявляла, что примет "фосфорный состав" после того, как их эксперты его обследуют, получат необходимые документы, приготовятся к прохождению "фосфорного состава" по своей территории. Естественно, им нужно было быть убежденными в том, что по дороге риск возникновения аварийных ситуаций - приемлемый (незначительный) или допустимый. В некоторых украинских СМИ были "острые шпильки" по этому поводу. Но такая позиция российской стороны - нормальная, правильная позиция. Мы так тоже должны поступать, заботясь о безопасности своих граждан, своей природы.

Урок 5. Необходимо проводить постоянную подготовку людей, которые могут участвовать в ликвидации аварийных ситуаций. В случае с желтым фосфором такую подготовку необходимо провести по документам: национальным нормативно-правовым актам, среди которых, например, НАОП 1.3.11-5.04-84 (НПАОП 63.21-5.04-84) "Инструкция по наливу, сливу и эксплуатации железнодорожных цистерн для транспортировки фосфора желтого. И 113-25 - 84, "ГОСТ 8986-82 "Фосфор желтый технический", "Правила перевозки наливных грузов" (п.2.9 - "Желтый фосфор"), "Правила перевозки опасных грузов по железным дорогам", "Правила перевозки жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и бункерных полувагонах", "Правила безопасности для производств фосфора и его неорганический соединений", "Правила безопасности во взрывных и взрывопожарных химических и нефтехимических производствах", MSDS - карта на желтый фосфор, Карта оценки рисков при работах с фосфором желтым (разработать и утвердить), ПЛАС, согласованная на глобальном уровне (ООН) "Система классификации опасности и маркировки химической продукции" (GHS - СГС), Рекомендации ООН по транспортировке опасных грузов (UNRTDG), документы МОТ (Международной организации труда), например, Конвенция МОТ №170 и Рекомендация МОТ № 177 "О безопасности при использовании химических веществ на производстве", кодекс МОТ "Безопасность применения химических веществ в работе", Директивы Евросоюза, например, 88/379/EEC, 91/155/EEC (в последней описаны требования для письменной программы передачи информации об опасности и установлены требования к подготовке полных списков MSDS) , GESTIS - система информации об опасных веществах организации Berufsgenossenschaften - общества профессиональных товариществ (Германия) и др. (автор не претендует здесь на абсолютно полный перечень документов - здесь перечислена только часть из них).

Урок 6. Не давать "нагнетать обстановку". Это возможно с помощью проведения интервью с экспертами. Я бы не рекомендовал высоким руководителям давать оценку аварии, особенно в первые часы, пусть это делают компетентные эксперты. Мнение экспертов может меняться в связи с получением дополнительных данных и лучше пусть они дают объяснения. В ходе ликвидации аварии состава с желтым фосфором такие попытки были, и часть из них можно считать положительными.

Урок 7. Постоянно проверять руководителей и исполнителей на компетентность, учитывая, что "компетентность - доказанная способность применять знания и умения" (это определение взято из международного стандарта ISO 9000).

И еще. Различные стороны, участвовавшие в происшедших событиях, будут стремиться доказывать свою правоту. Для большей объективности я бы предложил провести аудит (проверку) выполнения сторонами требований указанных выше документов и договорных обязательств. Также проверил бы, как при "фосфорной аварии" различными ведомствами Украины были выполнены требования Постановления Кабинета Министров от 03.08.1998 г. N 1198 ("Про єдину державну систему запобігання і реагування на надзвичайні ситуації техногенного та природного характеру"), ведь там они четко изложены. Это можно сделать и с участием компетентных национальных экспертов, включая их также в состав экспертной группы правительственной комиссии по расследованию причин аварии. Возможно, тогда было бы и легче жить, и работать всем.

…Символично, что "фосфорный поезд" покинул Украину через станцию Красная Могила (здесь ключевое слово - "могила"). С чем можно уже и поздравить всех людей, которые участвовали в ликвидации последствий аварии и жителей региона, где случилась авария и пожелать, чтобы и на российской, и на казахской стороне с этим составом не было никаких происшествий.

Эксперты будут продолжать проводить анализ возможных причин "фосфорной аварии". Это нужно не только для проведения корректирующих, а также последующих предупреждающих действий, но и для получения соответствующих компенсаций по сделанным затратам на ликвидацию последствий аварии.

…Жизнь продолжается. Промышленность работает. Грузы перевозятся. Насилие, совершаемое людьми над природой, не остается без ответа, ведь по-другому и быть не может. Природа учит, что надо бережно к ней относиться. И каждый человек хотел бы, чтобы к нему бережно относились. Мы должны это хорошо понимать, учитывать, а также быть внимательными и осторожными, чтобы жить…

MSDS of Yellow Phosphorus

MSDS_метанол

Г. Киев, 29 июля 2007 г.
Источник: www.usq.com.ua - всегда интересные материалы